Тояма-рю Гунто но Сохо был создан в 1925 году как часть программы обучения Рикугун Тояма Гакко, Школы Офицеров Японской Императорской Армии, основанной в 1873 году.
Армейских офицеров учили использовать гунто при помощи семи техник батто, взятых из корю тохо.
После Второй Мировой Войны три инструктора, имевшие отношение к школе Тояма, стали преподавать техники Тояма-рю широкой публике.
Техники этих трех преподавателей стали со временем отличаться друг от друга, поэтому однажды они собрались вместе, чтобы
попытаться их объединить и стандартизировать.
К сожалению, попытка успехом не увенчалась.
Накамура Тайдзабуро был одним из преподавателей в армейской школе Тояма, а также одним из трех упомянутых выше мастеров, которые возобновили преподавание Тояма-рю после войны.
Для того чтобы передавать эти техники Тояма-рю была создана Всеяпонская Федерация Тояма-рю Иайдо (Дзэн Ниппон Тояма-рю Иайдо Рэммэй), а Накамура Тайдзабуро взял себе титул Со-Сихан Федерации. Эта организация добавила восьмую технику к первоначальным семи ката баттохо, а также шесть техник кумитати.
На протяжении последующих лет Накамура много раз изменял эти техники Тояма-рю, по мере осознания нерациональности первоначальных техник Гунто но Сохо применительно к контексту боя, а также включал различные идеи из таких искусств, как Кэндо и различные классические рю-ха.
Названия техник также изменились; правосторонний кэса-гири стали позже называть левосторонним кэса-гири и т.д.
Название Гунто но Сохо также было изменено на Тояма-рю Батто-дзюцу, а затем на Тояма-рю Иайдо/Баттодо.
Одним из направлений постижения меча, Накамура Тайдзабуро считал постоянные практические упражнения в рубке мечом.
Именно эти упражнения практической рубки – тамэсигири и позволяли ему осознанно и максимально точно вносить новые элементы в ката Тояма Рю и находить верные решения для обучения учеников.
Некоторые люди, занимающиеся искусством меча, по-прежнему смотрят на тамэсигири с подозрением.
Интересно, знают ли они, что кэнсэй (святой меча) Накаяма Хакудо постоянно занимался тамэси-гири всю свою жизнь, даже уже глубоким стариком?
Накаяма Сэнсэй тестировал мечи для Императорской Гвардии на свиных тушах.
Существуют также документальные кадры (приблизительно 30-х годов), на которых он выполняет тамэси-гири в присутствии Императора Сёва.
Один из наиболее известных учеников Накаямы, Накакура Киёси, вспоминает:
"Я много раз видел, как Накаяма Сэнсэй разрубал горизонтально зафиксированные цели. После практики иай он закреплял две горизонтальные макивары
на подставке и ставил еще одну вертикально.
Он разрубал их тремя ударами: "тан…тан…тан", вот так.
Однажды в Корее я участвовал с ним в эмбу (демонстрации боевых искусств).
Как я и предполагал, Накаяма Сэнсэй выполнял тамэси-гири.
После эмбу мы проверили макивары, и кто-то отметил, что нижняя связка не была разрублена.
Сэнсэй сказал: "Нежелательно рубить до самой подставки, поэтому я сдержал свою технику."
Он был мэйдзином (мастером) тамэси-гири!
Когда Накаяме Сэнсэю было около 60 лет, он выполнял тамэси-гири на двух макиварах, установленных справа и слева.
Одним непрерывным движением он нанес удар вправо и влево.
Сэнсэй выполнил удары особенно удачно.
Когда он закончил, и его меч находился в позиции над головой, отрубленные части остались на месте и не упали."
В книге Фуллера и Грегори "Японские военные мечи: 1868 -1945" есть фотография хвостовика меча, на котором имеется запись (осигата) о результатах тестирования, проведенного Накаямой Хакудо:
"Хами сайдзё Накаяма Хиромити тамэсу корэ о" и "Сёва 17 нэн 11 гэцу кити нити" (Наивысшее качество рубящей способности. Тестировано Накаямой Хиромити (Хиромити - альтернативное чтение имени Хакудо) в удачный день, ноябрь 1942 года).
Авторы книги поспешили добавить, что тестирование проводилось на вязанке соломы или зеленом бамбуке, имитирующих человеческое тело.
На видео - уникальные кадры - Накамура Тайдзабуро рубит макивары перед самим Императором Японии!