Основы и принципы Иайдо

 
Иайдо — это искусство извлечения меча из ножен и фехтования им и является одним из наиболее старых японских боевых искусств.
 
Исторически роль предшественника иайдо, иай-дзюцу, в обучении самурая сводилась к двум основным идеям: во-первых, дать ему возможность заниматься с настоящим мечом (синкэн) искусство иайдо Уесибабез опаски нанести непоправимые увечья своему партнеру или, хуже того, учителю, и во-вторых, привить ему навыки действий в тех ситуациях, когда необходимо неожиданно атаковать или защищаться, не имея возможности заранее извлечь меч из ножен. 
 
Таким образом, иай-дзюцу было вспомогательной дисциплиной по отношению к кэн-дзюцу — собственно искусству фехтования на мечах.
 
Однако в современных условиях владение мечом потеряло своё прикладное и стало уделом сравнительно небольшой армии поклонников этого увлекательного времяпрепровождения. Среди них есть те, кто делает упор на изучение практичных способов эффективного извлечения меча из ножен (они обычно предпочитают называть то, чем занимаются, иайдзюцу или баттодзюцу), другие же предпочитают видеть в нем путь к самосовершенствованию через тренировка иайдоизучение возможностей своего тела, и меч для них играет лишь роль инструмента на этом пути. 
Иайдо само по себе предоставляет возможность и для того, и для другого, и каждый занимающийся может сам решить, что является для него самым важным.
 
Само слово «иайдо» появилось сравнительно недавно, в 30-х годах 20-го века и было популяризовано знаменитым мастером фехтования Накаяма Хакудо. 
 
Исторически же искусство быстрого извлечения меча называлось по-разному, преимущественно с использованием идеограмм бацу/нуку — «бацу/нуку» («извлекать») и то/катана — «то/катана» или кэн/цуруги — «кэн/цуруги» (оба означают «меч»). 
 
Даже сам Накаяма сначала использовал запись «батто» («извлечение меча») с указанием, что это следует читать «иай».
 
Как самостоятельное, независимое от кэндзюцу искусство иай сложилось благодаря Хаясидзаки Сигэнобу, жившему в конце периода выхватывание меча иайдомеждоусобных войн Сэнгоку дзидай и начале мирного периода Токугава. 
 
Созданные им техники быстрого выхватывания меча оказались настолько популярны, что многие приходили к нему учиться и его по праву называют основоположником иайдо.
Один из стилей, который восходит к Хаясидзаки, хотя и дополнялся новыми разделами, долгое время просуществовал в провинции Тоса (нынешняя префектура Коти) на острове Сикоку, но в начале 20-го века стал известен и за ее пределами. 
 
Оэ Масамити и Накаяма Хакудо, мастера двух ветвей Тоса иай и основоположники стилей Мусо дзикидэн эйсин-рю и Мусо синдэн-рю в их современном виде, смогли сохранить интерес к иайдо, когда вся Япония переориентировалась на европейские ценности.
 
После Второй мировой войны была создана Всеяпонская федерация кэндо, и ее руководство решило, что ее членам имеет смысл изучать технику и механику владения настоящим мечом, а не только безопасной (а потому легкой и маневренной) имитацией,  синаем, используемой в полноконтактном кэндо. 
 
Однако выбрать для этого один стиль или установить стандарты, общие для всех индивидуальных стилей, оказалось невозможным, и было принято решение создать специальный набор техник, отвечающий всем поставленным задачам. 
 
выхват меча иайдоДля работы над ним были приглашены выдающиеся мастера своего времени, в первую очередь из Мусо синдэн-рю и Мусо дзикидэн эйсин-рю, многие из которых были учениками Оэ и Накаяма. 
 
Созданный ими набор, известный как Дзэн Нихон кэндо рэнмэй иайдо (иайдо Всеяпонской федерации кэндо), или, неофициально, как сэйтэй иайдо (стандартное иайдо), был впервые представлен в 1969-ом году и скоро стал самым распространенным стилем. 
 
Однако и традиционные стили (корю) не пропали бесследно, и сэйтэй иайдо многими рассматривается как лишь первый шаг на пути к их изучению. 
 
Основу иайдо составляют техники извлечения меча, поэтому все ката (формы) начинаются с мечом в ножнах и представляют собой предустановленные последовательности действий в разных ситуациях. 
 
Первым движением почти всегда является извлечение меча, которое переходит либо в режущий удар одной рукой (нукицукэ), либо в удары мечом иайдопарирование (укэнагаси), если это необходимо. 
За ним следует один или несколько (в зависимости от числа противников в заданной ситуации) режущих или колющих ударов, а завершается ката ритуальным «стряхиванием крови» с клинка (тибури, или тибуруй) и возвратом меча в ножны (ното). 
 
В некоторых формах встречаются и более специфические приемы, например, удар рукоятью или поддержка клинка рукой для эффективного укола на близком расстоянии. 
 
В корю арсенал технических приемов еще обширнее, но большинство сложных техник вводятся на более высоких уровнях.
 
В сэйтэй иайдо скорость не является определяющим фактором, поэтому интерпретация ката редко включает ситуации, где важно быстро выхватить меч. 
 
Наоборот, всячески подчеркивается точность движений (особенно углов удара и точек остановки меча), а также понятие дзё-ха-кю, которое обозначает постепенное нарастание скорости каждого удара. Даже если ката выполняется на высокой скорости, такое ускорение должно сохраняться.
 
Набор Дзэн Нихон кэндо рэнмэй иайдо состоит из следующих ката:
 
1 (иппонмэ) Маэ («вперед»)
2 (нихонмэ) Усиро («назад»)
3 (санбонмэ) Укэнагаси («парирование»)
4 (ёнхонмэ) Цукаатэ («удар рукоятью»)
5 (гохонмэ) Кэсагири («диагональный рез»)
6 (роппонмэ) Моротэдзуки («укол обеими руками»)
7 (нанахонмэ) Санпогири («рез в трех направлениях»)
8 (хатихонмэ) Ганмэнъатэ («удар в лицо»)
9 (кюхонмэ) Соэтэдзуки («укол с поддержкой рукой»)
10 (дзюпонмэ) Сихогири («рез в четырех направлениях»)
11 (дзюиппонмэ) Согири («все резы»)
12 (дзюнихонмэ) Нукиути («внезапный удар»)
 
Процесс обучения иайдо практически полностью сводится к изучению ката. 
выполнение ката иайдо
На начальном этапе обучение концентрируется на освоении базовых движений (кихон): нукицукэ, вертикальный удар (кириотоси, или кириороси), разные виды тибури и ното, а также их комбинации и исполнение в движении. 
 
Практически одновременно начинают изучать и первую ката Маэ, которая не только содержит в себе все основные элементы, но и помогает задействовать нужные группы мышц, не оставляя возможности для проявления многих ошибок. 
 
По мере изучения новых форм фокус постепенно переносится с кихон на ката, а базовые движения продолжают отрабатываться в составе форм.
В иайдо практически нет парных форм и совсем нет свободного спарринга. 
 
Без тренировок с реальным партнером довольно трудно освоить такие существенные принципы как хёси (выбор времени для действия), маай (дистанция) и сэн (инициатива), поэтому активно поощряются занятия кэндо или изучение парных кэндо-но ката, а также занятия выполнение удара мечом в иайдодзёдо Всеяпонской федерации кэндо.
 
Всеяпонская федерация кэндо приняла систему градации (данъи), основанную на рангах высшей (дан) и низшей (кю) серий, аналогичных рангам в других японских искусствах (не только боевых). 
 
Одинаковая система из 8-ми данов и специальных преподавательских лицензий (сёго) используется в кэндо, иайдо и дзёдо, но в каждом из этих искусств ранг требуется получать независимо.
 
В Российской федерации кендо, иаидо аттестации проводится начиная с 4-го (низшего) кю. Во время аттестации требуется выполнить 5 ката (на 4-й кю — 3) на выбор либо сдающего, либо экзаменационной комиссии и при этом уложиться в отведенные 6 минут (такое ограничение вводится только для аттестации на дан). 
 
иайдо - выхват  меча из ноженЭти требования практически одинаковы для кандидатов на все уровни, однако степень владения техникой, необходимая для успешной сдачи экзамена, разумеется, возрастает. 
Кроме того, начиная с первого дана, от кандидатов требуются письменные ответы на вопросы, призванные проверить понимание кандидатом исторических, теоретических или философских вопросов иайдо.
 
Успешно пройдя аттестацию на кю, занимающийся иайдо может сдавать экзамен на следующий, а после первого (высшего) кю — на первый дан и так далее, но между аттестациями должно пройти определенное время. 
 
По мере возрастания уровня, время ожидания между аттестациями также возрастает. 
 
По достижении шестого дана можно сдавать аттестацию на титул рэнси, первый из трех преподавательских титулов. 
 
Здесь помимо технических аспектов требуется продемонстрировать и педагогические способности. 8-й дан ханси — это наивысший уровень, которого можно достичь в настоящее время.
Занятия иайдо требуют довольно больших финансовых затрат, которые в первую очередь идут на покупку снаряжения, и выбирать его следует очень тщательно, потому что хорошее иайдо - удар мечом в катаснаряжение будет служить дольше. 
 
Для первых тренировок допускается любая свободная одежда, но для серьезных занятий настоятельно рекомендуется приобретать специальную одежду: куртку уваги или кэндоги, широкие штаны хакама и широкий и длинный пояс оби. 
 
Сразу также потребуется тренировочный меч. 
 
Хотя получить первые навыки иайдо можно и при помощи деревянного меча (боккэн), рекомендуется по мере возможности обзавестись специальным мечом, иайто, или могито, который сделан из немагнитного сплава и не может быть заточен.
 
 
 
 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Итог занятия 07 апреля

Подводящие упражнения: Отработка длинного шага. Основная часть: Синкендо. Комбинированная атака - батман перенос. Спарринг на катана. Материалы в ВК

Итог занятия 31 марта

Подводящие упражнения: Отработка флеш атаки. Основная часть: Синкендо. Защита второго намерения - контр контррипост. Спарринг на катана. Материалы в ВК

БЛИЖАЙШИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

12 авг. 2018

Клуб фехтования Katana Club. Время занятий:

Воскресенье : с 12 до 14 часов

Москва, ул. Садовническая д. 54, стр. 1 (м. Новокузнецкая, 5 мин. пешком).

Запись по тел. 8 926 424-10-21.
Для занятия необходимы сменная обувь, спортивная одежда и перчатки

ГАЛЕРЕЯ

НАШИ КОНТАКТЫ

Москва
Katana Club
Тренировочный зал
ул. Садовническая д. 54, стр 1 
(рядом с м. Новокузнецкая, 5 мин. пешком).

+7 926 424 10 21

www.katanaclubmaster.com